1. Методы обучения на рабочем месте:
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, и ориентирован на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте. Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения, — высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников. С древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, — медицине, виноделии, управлении. Так, прежде чем приступить к самостоятельной практике, будущие доктора, уже закончившие теоретический курс, работают в течение 1-2 лет в должности интерна под руководством опытного врача, выполняя его задания и постепенно переходя к самостоятельной работе.
Вариантом наставничества является “коучинг“. Этот термин употребляют по отношению к обучению уже сформировавшихся специалистов и руководителей, для которых неадекватно применение термина «ученик».
2. Методы обучения вне рабочего места
Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции слушатели воспринимают учебный материал на слух, что подходит не всем людям. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один лектор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео или Интернет). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего, и их роль ограничивается восприятием и осмыслением материала. Из-за отсутствия обратной связиь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Семинар отличается от лекции наличием обратной связи – участники семинара могут сразу же получить ответы на свои вопросы, разъяснить непонятные моменты, развить мысль ведущего. На семинаре разрешается групповая дискуссия, которая позволяет уточнять свои взгляды и генерировать новые идеи. Однако возможное число участников на семинаре меньше, чем на лекции.
Метод кейсов (рассмотрение практических ситуаций) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В процессе дискуссий, группового обсуждения обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они дают возможность за относительно короткое время проработать реальные ситуации, и тем самым, подготовиться к сложным и экстремальным ситуациям, на решение которых в действительности может не хватить времени. Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить свое представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников. Деловые игры полезны с точки зрения выработки практических, управленческих и поведенческих навыков, но менее эффективны для усвоения теоретических знаний.
Тренинг – комплексный метод обучения, включающий в себя мини-лекции, семинары, деловые и ролевые игры, обратную связь при помощи видеоаппаратуры и пр. Главная цель тренинга – освоение не только знаниями, но и навыками и умениями.
Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения — для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, — обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств — аудио и видеокассет, учебников, задачников, обучающих программ. Обучающийся сам определяет темп обучения, число повторений, продолжительность занятия. Минусом данного вида обучения является то, что обучающийся предоставлен самому себе и не может выяснить непонятные вопросы у преподавателя.
Дистанционное обучение с использованием Интернета является наиболее современной и перспективной формой обучения. «Учителем» в этой форме обучения может быть реальный преподаватель, работающий с обучающимся в режиме «он-лайн», это может быть инструкция, переданная преподавателем ранее, и наконец, это может быть сам компьютер, а точнее – компьютерная обучающая программа.
В существующих сегодня программах обучение происходит в режиме диалога человека с компьютером, причем этот диалог ведется с помощью различных средств общения — компьютерной клавиатуры, голоса, видеоизображений, графических материалов и рисунков. Исследования американских ученых показали, что компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает на 30% более высокую степень усвояемости материала, чем традиционные методы обучения.
Специалисты отмечают, что при компьютеризированном обучении основные издержки связаны с разработкой, а не с реализацией программ обучения. Однако после того как программа разработана, обучение дешево обходится организации, т.к. для ее использования не нужно ни инструкторов, ни помещений, ни учебных материалов. Поэтому при большом числе обучающихся компьютеризированные программы становятся весьма рентабельными.