Поиск сотрудников может идти по двум направлениям – внутри компании и за ее пределами. Второй путь используется гораздо чаще, хотя и про внутрифирменный рекрутинг забывать не стоит. Возможно, что впоследствии мы посвятим этому направлению отдельную статью, а пока отметим, что иногда выгодней и дешевле перераспределить человеческие ресурсы внутри вашей организации, чем тратить огромные деньги на поиск специалиста со стороны, в котором всегда есть элемент риска. А так вы можете переобучить своего работника, повысить его в должности (создав дополнительную мотивацию), или произвести реорганизацию штатного расписания в целях более эффективного использования имеющихся сотрудников.
Но вернемся к поиску новых работников со стороны. Здесь также есть несколько стратегий. Первая – традиционная: наем работников с помощью специализированных организаций (службы занятости или кадровых агентств). Услуги первой структуру обойдутся вам бесплатно, а вот кадровое агентство потребует с вас кругленькую сумму, зато может предоставить вам «крутого» профессионала или узкоспециализированного работника.
Другая стратегия состоит в том, что вы будете искать человека самостоятельно, экономя средства и применяя нестандартные способы приманки нужных вам специалистов. Такую стратегию иногда называют «партизанским хендхантингом», по аналогии с партизанской войной, в которой малочисленные, но хорошо обученные и изобретательные группы партизан могут оказывать сопротивление крупным войсковым соединениям. Благодаря хитростям и тонкостям «партизанского хендхантинга» вы сможете переманивать сотрудников из крупных корпораций, даже если там им платили больше денег. Данная стратегия является темой отдельных семинаров и тренингов, которые я провожу совместно с Александром Белановским, так что здесь я только вкратце коснусь составляющих ее методов.
Например, в следующей статье я расскажу, что такое территориальный хантинг.