Конфликты в организации

Жесткие переговоры 04

Существуют разные теории, объясняющие причины конфликтов. Одно из мнений заключается в том, что в основе человеческих кон­фликтов лежат биологические программы, направленные на стрем­ление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сороди­чами). Даже у стадных животных, где существуют определенные правила поведения, предполагается соперничество за лучшую пищу, за самку, за лидерство в стае. Соответственно, некоторые западные психологи причину конфликтов связывают с нарушением норм социальной справедливости, вызывающим ущемление чувства собственного достоинства. При этом сама справедливость — это соответствие между вкладом человека в решение каких-то вопросов и получаемыми за это бла­гами (моральными или материальными). Данное «соответствие» определяется уровнем развития конкретного общества, группы или отдельного индивида. Исходя из этого конфликт порождает­ся либо нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, либо столкновением разных представлений о нормах справедливости.

По мнению специалистов, в основе большинства конфликтов лежат такие психологические причины, как стремление к превосходству; проявление агрессивности или проявление эгоизма. Стремление к превосходству может выражаться в необоснованной критике, обвине­нии, насмешке, сарказме, подчеркнуто снисходительном отношении, хвастовстве и пр. Агрессивность проявляется в желании подавить собеседника и его волю, унизить его, заставить признать свою неправоту и подчиниться. Проявление эгоизма заключается в стремлении удовлетворить только свои интересы, игнорируя потребности и желания другого человека.

Виды конфликтов в организации:

Konflict -01

Последствия конфликтов могут быть как отрицательными, так и положительными:

Отрицательные стороны конфликта:

– переход конфликта на личностный уровень,

– отвлечение внимания от работы,

– потеря самоуважения и социального статуса некоторых участников конфликта,

– ухудшение морально-психологического климата в коллективе,

– снижение производительности труда.

 

Положительные стороны конфликта:

– вскрытие накопившихся противоречий,

– выявление конфликтных личностей,

– нахождение более совершенных способов решения производственных проблем,

– проверка коллектива на прочность,

– снятие напряжения («выпускание пара»),

– сплочение участников конфликта, выступающих на одной стороне против общего врага.

 

Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях

 Процесс взаимодействия людей в конфликтной ситуации можно представить в двухмерной системе координат, где по оси Y отражена нацеленность на собственные цели, а по оси Х – стратегии, ориентированные на достижение целей партнера по общению. Тогда в соответствии с исходной мотивацией участников общения можно выделить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия :

Konflict -00

  • Стратегия противоборства соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша. Человек ориентирован только на свои интересы и цели без учета целей партнеров по общению. Эту стратегию еще обозначают как «соперничество» или «конкуренция», и она заключается в силовом решении проблемы.
  • Стратегия избегания соответствует мотивам миролюбия или выжидания. Смысл этой стратегии состоит в уходе от конфликта, и надежде. Что конфликтная ситуация разрешится сама собой.
  • Стратегия уступчивости ориентирована на реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными целями ради достижения цели партнером. Он приспосабливается к другому человеку и к ситуации в целом.
  • Стратегия компромисса состоит в поиске взаимных уступок, в результате которых снижается острота противоречий и создается видимость справедливого разрешения конфликта.
  • Стратегия сотрудничества направлена на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из двух мотивов социального поведения человека – мотива кооперации. Эта стратегия является наиболее эффективной во взаимодействии людей, однако она достаточно трудна в реализации, так как требует от партнеров по общению значительных психологических усилий.

Ваша задача – знать все стратегии, и выбрать ту из них, которая наиболее выгодна вам в данном конфликте – как в кратковременном, так и в перспективном плане.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *